1. Неудачная команда
Что важнее — команда или идея? Дело в том, что если у вас неудачная команда и хорошая идея, скорее всего, у вас ничего не получится. А если наоборот — у вас есть шансы. Также, в команде должен быть ярко выраженный лидер.
2. Слишком узкий фокус проекта
Стартапы не пытаются создать компанию, они создают некую функцию или гаджет. Они решают какую-то относительно мелкую, незначительную проблему.
3. Вера в выживание без инвестиций.
Посмотрите на успешные техно-компании, нет практически ни одного примера, где основателю принадлежит значительная часть ее акций, после того как компания выросла. Цукербергу принадлежит около 20% Facebook, Биллу Гейтсу — где-то столько же Microsoft, Ларри Эллисону — около 25% Oracle, Ларри Пейдж и Сергею Брину — небольшая часть Google".
4. Проблемы с презентацией проекта
Стартапер обращаются к инвесторам, имея хорошую идею и команду, но при всем при этом, не может презентовать свой проект, и в результате не получает деньги. Очень важно — уметь произвести впечатление.
5. Отсутствие долгосрочного планирования
Большинство стартапов не хотят разрабатывать среднесрочные и долгосрочные бизнес-планы, не хотят планировать на 3-5-10 лет вперед.
6. Недооценка конкуренции
Стартапы не думают о конкуренции. «Но если у вас нет конкурентов, с вашим бизнесом что-то не так. Нужно думать о конкурентах, позиционировать себя и решить, почему у вас есть шанс выиграть», — советует эксперт.
7. Слишком широкий фокус
Суть в том, чтобы сначала найти очень специфическую, узкую нишу, но позволяющую масштабировать бизнес на следующем этапе, и уже потом завоевывать другие ниши», — советует инвестор.
8. Неумение работать с инвесторами
Нужно учиться общаться с инвесторами, нужно внимательно читать инвестиционные документы, чтобы знать, что нужно утверждать у инвестора, а что — нет. Мы видели множество примеров, когда у стартапа из-за недопонимания между командой и инвестором возникали проблемы.
9. Внутренние раздоры в команде
Когда проект уже привлек деньги и достиг определенного успеха, основатели и менеджмент начинают выяснять, кто самый крутой парень в команде. «В жизни самое важное не власть или деньги, а время, и для стартапа — это ресурс исключительной важности. И если вы тратите время на внутренние разборки, вы уже проигрываете.
10. Нежелание обращаться за помощью
В каждой техно-компании есть ключевые процессы: разработка продукта, продажи, маркетинг, бизнес-девеломпент, поддержка, сервисы, и в реальности — все эти процессы важны. И если команда не знает, как качественно вести хотя бы один из них, у нее начнутся проблемы.
11. Неготовность долго и упорно работать
Есть еще одна проблема, отлично описанная в фильме „Нефть“ (There Will Be Blood, оскароносный фильм 2007 года Пола Томаса Андерсона). У многих стартапов на стадии постинвестирования складывается впечатление, что построить технологический бизнес очень просто, все произойдет как по-волшебству, само собой. Но на практике нужно потратить много времени, усилий, быть готовым к частым неудачам, здесь нет легких путей..
12. Перерасход денег
Финальная причина смерти стартапов — они перестают обращать внимание на оборот наличности. Очень большой процент фаундеров, кажущихся разумными людьми, после получения денег увеличивают затраты в 2-5 раз.