Черно-белая Темная Яркая Специальная
  • 450097, г. Уфа, Комсомольская, 12
  • тел.: +7 (347) 279-06-30
  • e-mail: junior@ufacity.info




К вопросу о проблемах трудоустройства молодых специалистов в городских условиях

К вопросу о проблемах трудоустройства молодых специалистов  в городских условиях
К вопросу о проблемах трудоустройства молодых специалистов  в городских условиях
  • 3 Октября 2016 02:10
Количество просмотров: 1048

Образ, уровень и качество жизни определяют уровень инвестирования в человеческий капитал. Здоровье и физическое развитие, полученное образование, профессиональная квалификация, психоэмоциональные качества и мотивационные установки определяют конкурентоспособность личности, возможность успешного трудоустройства и получения дохода от наёмной трудовой или предпринимательской деятельности.
Независимо от содержания работы, уровня требований, квалифицированности, степени сложности и ответственности, которые предъявляются к специалисту, она определяет весь жизненный уклад, систему ценностей, ближайшие и более отдаленные перспективы личности. Переход к рыночным отношениям в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи.
Проблемы российской молодежи, представляют собой проблемы не только молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит состояние экономической, политической, социальной, культурной и других сфер деятельности государства на различных этапах его развития.
Одной из самых актуальных и наиболее сложных проблем современного рынка труда является занятость молодежи.
По данным Минтруда, по данным на 1 сентября 2016 года уровень регистрируемой безработицы в среднем по Российской Федерации составил 1,2 % от численности экономически активного населения (на 1 сентября 2015 года – 1,2 %). С 14 по 21 сентября 2016 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 1,1 % и составила 881 980 человек (по состоянию на 14 сентября 2016 года – 892 239 человек).
Несмотря на снижающиеся показатели, доля молодых людей в числе официально зарегистрированных безработных остается на уровне 30%. При этом около 50% выпускников работают не по специальностям, полученных в учебных заведениях, и по окончанию которых имеют слабое представление о содержании будущей профессии.
Безработица молодежи — социально-экономическое явление, при котором трудоспособная молодежь находится в поиске работы и готова приступить к ней, но не может реализовать свое право на труд, тем самым теряет основные средства к существованию. Низкий уровень трудоустройства молодых профессионалов свидетельствует о негативных процессах, происходящих в обществе:
- дисбаланс на рынке труда, который характеризуется, например, превышением численности выпускников по образовательной специальности над потребностью в кадрах. В качестве примера такого типа дисбаланса спроса и предложения можно отнести выпускников, имеющие диплом экономиста;
- неудовлетворенность соискателями социально-экономическими условиями работы по открытым вакансиям. Это и условия труда (график, режим и интенсивность труда, отсутствие социальных гарантий и др.), и неудовлетворенность условиями его оплаты (низкий уровень оплаты труда). В этом случае складывается ситуация, обратная первой, - примером причины низкого трудоустройства выпускников, имеющих диплом педагога, является невысокая заработная плата;
- отсутствие у молодых специалистов точной, актуальной информации о вакансиях;
- несоответствие качества профессионального образования требованиям региональной специфике и работодателей.
Необходимо понимать, что проблема безработицы влечет за собой ряд других негативных последствий как наркомания, алкоголизм, суицидизм, низкий уровень патриотизма.
В современных условиях особое значение в реализации профессионального потенциала молодежи приобретает проблема качества образования. Корректностью функционирования системы образования, которая готовит квалифицированных специалистов, востребованных в обществе, является трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования по образовательной специальности. Трудно достичь результатов в условиях, когда учебное заведение напрямую не заинтересовано в реализации своего продукта.
Поэтому ежегодно на рынок труда выходит большое количество молодых специалистов, испытывающие значительные трудности при поиске работы.
Следующим аспектом проблемы занятости молодежи является нежелание работодателей идти на риск при трудоустройстве выпускника и вкладывать ресурсы в его обучение и профессиональную адаптацию наряду с завышенными требованиями молодых работников, которые не готовы занимать низшие позиции за небольшую оплату труда.
Рассматривая проблему занятости как комплексную социальную систему, выделяются несколько групп молодежи в области трудоустройства:
Предварительный этап: от 14 до 18 лет – учащиеся школ, училищ, колледжей. В данный период человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. В конце этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии.
Подготовительный этап: от 18 до 24 лет – человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно. Уязвимость данной группы на рынке труда обусловлено отсутствием должного профессионального и социального опыта.
Этап адаптации: от 25 до 30 лет - начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы.
На все вышеперечисленные стадии реализации профессионального потенциала молодежи необходимо воздействовать путем подготовки их к осознанному выбору профессии, освоению соответствующей деятельности, поиск места работы, сама процедура трудоустройства и дальнейшая адаптация специалиста на рабочем месте.
На сегодняшний день поиск работы вариативен: в помощью молодому специалисту действуют интернет-ресурсы, где возможно разместить резюме и ознакомиться с базой вакансий; также регулярно проводятся ярмарки вакансий, дни карьеры, в рамках которых возможно выстроить диалог с работодателем.
В качестве решения проблем трудоустройства молодых профессионалов необходимо разработать специализированную программу на уровне государственной власти, которая будет включать: организацию всех видов практик и дальнейшее трудоустройство студентов, расширение программы стажировок выпускников, внедрение системы наставничества, профориентационную деятельность по востребованным профессиям, профессиональную переподготовку, оказание помощи работодателям в подборе сотрудников из числа выпускников, заключение договоров между учебными заведениями и организациями по целенаправленной подготовке специалистов для конкретного предприятия.

Автор: Агзамова Гульназ Мансуровна.